GUI debugger for Harbour

1. Introduction

The debugger consists of two parts:

  1. Library hwgdebug.lib, which should be linked to the application, that you are going to debug, before the standard hbdebug.lib. Its sources are in hwgui/source/debug, it is part of the HwGUI project, but does not contain calls of HwGUI functions and classes and therefore can be used with console applications, and GUI applications built using any other GUI library.

  2. the executable module hwgdebug.exe - actually, the debugger - standalone ( in contrast to the standard, built-in debugged application ) GUI program written in Harbour+HwGUI. Its sources are in hwgui/utils/debugger. HwGUI is a cross-platform library, so, an executable can be built under Windows and under other operating systems where GTK presents ( Linux, for example ).

The debugger connects to the debuggee through special files that can be arranged in any convenient place. Therefore, the debugged program may physically reside on a different computer and even be built on another OS. Thus, we can, using the Windows version hwgdebug.exe at its computer, to debug a program running on some other computer in the network under Linux or, for example, OS2.

This approach allows, in particular, to implement debugging applications in IDE, I donate this idea to IDE developers :).

Sources of the debugger, as already mentioned, are in the HwGUI sources distribution, binaries ( library and debugger), you will find in the HwGUI binary distributions - look at the appropriate page. In addition, you can download the debugger binaries in the form of a separate package hwgdebug-2.03.zip, it includes libraries for Borland C and Mingw and executable - as you know, has no meaning, what is the compiler it is built with, and even what language was used.

Here's how it might look:


2. How to build the application and run it with debugger

An application is built in the same way as before, as with a standard debugger. We add the -b option to the command line of the Harbour compiler and add the debugger library to the list of libraries for the linker, only now it's not hbdebug.lib, but hwgdebug.lib.

There are several ways to run the application on debugging:

  1. As before, simply run the application. At startup, it tries to find and start the debugger. For this to happen, it must be located or in working directory of the application, or somewhere in an accessible place ( pointed with the PATH environment variable ). You can specify the location of the debugger in a special file hwgdebug.info but about it later. If the debugger is not found, the program displays a message "Hwgdebug isn't available..." and the work continue without the debugger.

  2. Run debugger itself and then run the debugged application from it, using the menu File/Debug program..

  3. Start the debugger, specifying the name of the program being debugged and passed parameters at the command prompt, for example:

    hwgdebug.exe c:\myapps\someapp.exe param1 param2 ...

    In this case, as in the previous case, the application runs on debug immediately.

  4. Start the debugger, specifying a command line option -w with the name of the directory, which has read/write rights set for debugger and debugged program, for example:

    hwgdebug.exe h:\shared\

    and then run separately the debuged program, where should be a file hwgdebug.info indicating the same directory. Exactly this mode allows you to debug a program remotely.

3. Use hwgdebug.info

In the working directory of the program being debugged, you can place a file hwgdebug.info and to provide some options to start the debugger, namely:

           dir = d:/shared
           Debugger = c:\tools\hwgdebug.exe
           RunAtStart = On
   

Dir is the name of the directory for storing temporary files, which connects program to a debugger, this directory must have read/write access for program and debugger, it can be placed in any convenient place in the network. Specify this setting is necessary when you start the debugger with the variant 4 ( see above ).

Debugger - path to the debugger and his name can be specified if it location is not specified in the PATH, or if you want to use another instance of the debugger.

RunAtStart - if this option is omitted or set to Off, debugging starts with the first executable line of the program. If it is set to On, it starts as a standard debugger - in-place program, where pre-set Altd(2); Altd().


4. Debugging

If the debugger and your program will run normally, they are connected, and the program stopped ( on the first row or after the Altd() ), in the header of the debugger window appears the name of the corresponding prg module and line number where was stopped, in the main window of the debugger should appear the text of the prg. If the header prg name and line number are in a header, but the text window is empty, this means that the prg isn't found ( it is located in a different directory ) and you need to specify the path to it using the menu File/Set path.

The main functions of the debugger are the same as in the standard ( may, their a little less at the moment ) and they work in a similar way:

Go, Step, Trace, To cursor, Next Routine, Animate, adding and removing of breakpoints ( to do this, you can double-click on the relevant line ), viewing Workareas - for them, there are the same shortcuts.

View variables ( local, private, public and static ), the adding of the so-called Watch - expressions, which values are calculated at each iteration, view the call stack procedures ( double-clicking on any of them, we switch window with the text of the program on this procedure ).

Record Inspector - view of the current record of the opened database, to show it press Inspect button in the Workareas dialog window, or input the command :record ( see below ).

Object inspector - view of the variables and methods of a chosen object, to open it doubleclick ( or press Enter ) on appropriate line in a Variables dialog window, or input the command :inspect ( see below ).

Array inspector - view of the variables and methods of a chosen array, to open it doubleclick ( or press Enter ) on appropriate line in a Variables dialog window, or input the command :inspect ( see below ).

Evaluation of expressions during debug - enter the expression in the input window at the bottom of the main window of the debugger and click OK or press ENTER - the result should appear in the window a little bit higher. By using the buttons to the left of the OK or press Up, Down, you can move through the list of previously typed expressions ( the result of the corresponding expression for the moment when it run, will become the current row in the window above. You may move through the results of expressions, if you double click on any line in the input window appears appropriate for this outcome expression.

In this window we can input special commands, they must begin with a colon. By now, two commands are implemented:

           :record [<cAlias>]
           :inspect <cVarName>
   

The :record command opens the Record Inspector - the dialog box with a list of fields of a current record of a database, determined with an alias <cAlias>. If the alias isn't designated, the current workarea is used.

The :inspect command opens the Object Inspector or Array Inspector, depending on the type of a <cVarName> variable, - the dialog box with a list of variables and methods of an object <cVarName>, or, respectively, of the array items.

It is possible to input only first letters of a command, even an one letter. So, to view a current record of a current workarea, it's enough to input :r.

Font (set via the menu Options/Font) and the path to the sources can be saved in the configuration file, using the Options/Save settings. This configuration file hwgdebug.xml is in the same directory as the executable hwgdebug.exe. In the same file, you can save a breakpoints (Options/Save breakpoints), so that the next time you debug the program does not install them one by one, but restore all at once (Options/Load breakpoints). Breakpoints for each program being debugged stored separately, you can change them if necessary before starting the debugger, with any plain text editor.

In the same directory with the hwgdebug.exe should be yet another xml file - hilight.xml - configuration file for syntax highlighting.



Comments:       ()       prev.    next.       Add comment
The length of a comment - no more than 4000 characters.
Your name:

Email address:
(not be shown publicly)
 
Input text from an image:

GUI отладчик для Harbour

1. Введение

Отладчик состоит из двух частей:

  1. Библиотека hwgdebug.lib, которая должна быть прилинкована к приложению, которое вы собрались отлаживать, вместо стандартной hbdebug.lib. Ее исходники находятся в hwgui/source/debug, она является частью HwGUI проекта, но не содержит в себе вызовов HwGUI функций и классов и поэтому может использоваться и с консольными приложениями, и с GUI приложениями, собранными при помощи любых других GUI библиотек.

  2. Исполняемый модуль hwgdebug.exe - собственно, сам отладчик - отдельная ( в отличие от стандартного, встроенного в отлаживаемое приложение ) GUI программа, написанная на Harbour+HwGUI. Его исходники находятся в hwgui/utils/debugger. Поскольку HwGUI - кроссплатформенная библиотека, исполняемый модуль может быть собран и под Windows, и под другой ОС, где есть GTK ( например, Linux ).

Отладчик связывается с отлаживаемой программой посредством специальных файлов, которые могут быть расположены в любом удобном месте. Поэтому отлаживаемая программа может физически находиться на другом компьютере и даже быть собрана на другой ОС. Таким образом, мы можем, используя Windows версию hwgdebug.exe на своем компьютере, отлаживать программу, работающую на другом компьютере в сети под управлением Linux или, например, OS2.

Такой подход позволяет, в частности, реализовать отладку приложения в IDE - дарю эту идею разработчикам IDE :).

Исходные файлы отладчика, как уже говорилось, находятся в составе исходников HwGUI, бинарники ( библиотеку и отладчик ) вы найдете в бинарных дистрибутивах HwGUI - см. соответствующую страницу. Кроме того, вы можете скачать бинарники отладчика в виде отдельного пакета hwgdebug-2.03.zip, в него входят библиотеки для Borland C и Mingw и исполняемый файл - как вы понимаете, не имеет никакого значения, чем он собран, и даже - на каком языке написан.

Вот как он может выглядеть:


2. Как собрать приложение и запустить его на отладку

Собирается приложение таким же образом, как и раньше, как со стандартным отладчиком. Мы добавляем ключ -b к вызову компилятора Harbour и добавляем библиотеку отладчика hwgdebug.lib в список библиотек для линкера. Стандартная hbdebug.lib тоже должна быти прилинкована, но она должна быть в списке после hwgdebug.lib.

Запустить приложение на отладку можно несколькими способами:

  1. Как и раньше, просто запустив приложение. При старте оно попытается найти и запустить отладчик. Чтобы это получилось, он должен быть расположен или в рабочем каталоге приложения, или где нибудь в доступном месте ( куда указывает переменная окружения PATH ). Можно указать местоположение отладчика в специальном файле hwgdebug.info, но об этом позже. Если отладчик не будет найден, программа выдаст сообщение "Hwgdebug isn't available..." и ее работа продолжится без отладчика.

  2. Запустить сам отладчик и затем из него запустить приложение на отладку, используя меню File/Debug program.

  3. Запустить отладчик, указав имя отлаживаемой программы и параметры, передаваемые программе, в командной строке, например:

    hwgdebug.exe c:\myapps\someapp.exe param1 param2 ...

    При этом, как и в предыдущем случае, приложение запустится на отладку сразу же.

  4. Запустить отладчик, указав в командной строке опцию -w с именем каталога, доступного для чтения/записи и ему, и отлаживаемой программе, например:

    hwgdebug.exe h:\shared\

    а потом запустить отдельно отлаживаемую программу, рядом с которой должен находиться файл hwgdebug.info с указанием того же каталога. Именно этот режим позволяет отлаживать программу удаленно.

3. Использование hwgdebug.info

В рабочем каталоге отлаживаемой программы можно разместить файл hwgdebug.info и указать в нем некоторые параметры для запуска отладчика, а именно:

            dir = d:/shared
            Debugger = c:\tools\hwgdebug.exe
            RunAtStart = On
    

Dir - имя каталога для хранения временных файлов, связывающих программу с отладчиком, этот каталог должен быть доступен для чтения/записи и программе, и отладчику, он может располагаться в любом удобном месте в сети. Указать этот параметр необходимо при запуске отладчика по варианту 4 ( см. выше ).

Debugger - путь к отладчику и его имя, может быть указан, если его местоположение не указано в PATH или если вы хотите использовать другой экземпляр отладчика.

RunAtStart - если эта опция опущена или установлена в Off, отладка стартует с первой исполняемой строчки программы. Если же она установлена в On, то она стартует как в стандартном отладчике - в месте программы, где предварительно поставлены Altd(2); Altd().


4. Отладка

Если отладчик и ваша программа запустились нормально, между ними установлено соединение и программа остановилась ( на первой строчке или после Altd() ), в заголовке окна отладчика появится имя соответствующего prg модуля и номер строки, где произошла остановка, в главном окне отладчика должен появиться текст этого prg. Если в заголовке все есть, а в окне текста нет - значит, prg не найден ( он расположен в другом каталоге ) и вам надо указать путь к нему с помощью меню File/Set path.

Основные функции отладчика - те же, что и в стандартном ( можут, их немного меньше на данный момент ) и работают они примерно так же:

Команды Go, Step, Trace, To cursor, Next Routine, Animate, установка и удаление точек останова ( для этого можно дважды щелкнуть по соответствующей строчке ), просмотр Workareas - для них предусмотрены те же горячие клавиши.

Просмотр переменных - local, private, public, static, установка так называемых Watch - выражений, значения которых вычисляются при каждой итерации, просмотр стека вызова процедур ( дважды щелкнув по любой из них, мы переключаем окно с текстом программы на эту процедуру ).

Record Inspector - просмотр текущей записи открытой базы данных, для его вызова жмем кнопку Inspect в просмотровщике Workareas, или вводим команду :record ( см.ниже ).

Object inspector - просмотр переменных и методов выбранного объекта, для его вызова щелкаем дважды ( или жмем Enter ) по соответствующей строчке в просмотровщике переменных, или вводим команду :inspect ( см.ниже ).

Array inspector - просмотр переменных и методов выбранного массива, для его вызова щелкаем дважды ( или жмем Enter ) по соответствующей строчке в просмотровщике переменных, или вводим команду :inspect ( см.ниже ).

Вычисление выражений по ходу отладки - вводите выражение в окне ввода в нижней части главного окна отладчика и жмите кнопку OK или клавишу ENTER - результат должен появиться в окне чуть повыше. Пользуясь кнопками слева от OK или клавишами Up, Down, можно перемещаться по списку ранее введенных выражений ( при этом результат соответствующего выражения на тот момент, когда оно выполнялось, станет текущей строкой в окне выше. Можно перемещаться и по окну результатов выполнения, при двойном щелчке по любой строчке в окне ввода появится соответствующее этому результату выражение.

В этом окне можно вводить и специальные команды, они должны начинаться с двоеточия. К настоящему моменту реализованы две команды:

            :record [<cAlias>]
            :inspect <cVarName>
    

Команда :record открывает Record Inspector - диалоговое окно со списком всех полей текущей записи базы данных, определяемой алиасом <cAlias>. Если алиас не указан, то выводится запись текущей рабочей области.

Команда :inspect открывает Object Inspector или Array Inspector, в зависимости от типа переменной <cVarName>, - диалоговое окно со списком переменных и методов объекта с именем <cVarName>, или, соответственно, элементов массива.

Можно вводить не всю команду, а только первые ее символы, даже всего один. Таким образом, чтобы посмотреть текущую запись из текущей рабочей области, достаточно ввести :r.

Шрифт ( установленный с помощью пункта меню Options/Font ) и путь к исходникам можно сохранить в конфигурационном файле с помощью Options/Save settings. Этот конфигурационный файл называется hwgdebug.xml и находится в том же каталоге, что и исполняемый файл hwgdebug.exe. В этом же файле можно сохранить точки останова (Options/Save breakpoints) с тем, чтобы в следующий раз при отладке программы не устанавливать их по одной, а восстановить все сразу (Options/Load breakpoints). Точки останова для каждой отлаживаемой программы хранятся отдельно, вы можете при необходимости изменить их перед запуском отладчика обычным текстовым редактором.

В одном каталоге с hwgdebug.exe должен находиться еще один xml файл - hilight.xml - конфигурационный файл для подсветки синтаксиса.



Комментариев:       ()       пред.    след.       Добавить комментарий
Длина комментария - не больше 4000 символов.
Ваше имя:

Адрес электронной почты:
(не предназначено к показу)
 
Введите текст с картинки: